суббота, 1 сентября 2012 г.

Питерива-2012

В этом году для сплава планировалась близкая к России Финляндия, а именно Национальный Парк Оуланка. Но когда выяснилось, что до туда из Санкт-Петербурга не так уж и близко - 1000 км ходу, а все, у кого бы мы не спрашивали, считали, что там максимум на один –два сплавных дня, было решено обратить свои взгляды на Швецию, а именно – на самый популярный сплавной участок в Швеции – пороги Троллей (Trollforsarna) на реке Piteälven (Pite River).

Пороги Троллей, правая протока

Piteälven – одна из четырех Национальных рек в Швеции, на которых в настоящее время запрещено строительство каких-либо водных сооружений (ранее там велся сплав леса, и на реке сохранилось большое количество ряжевых стенок). Кроме того, на Piteälven находится самый большой в Европе водопад (Storforsen), с расходом в 850 м3/сек!

Storforsen, впечатляет
Компания каякеров подобралась боевая:
- Дима и Сережа, с которыми мы в прошлом году уже приключались на альпийских речках;

Дима (доброе фото)
Сережа (романтическое фото)

- Олеся, с которой мы за последние 5 лет где только не приключались;

Олеся (жалостливо-смешливое фото)

- Кирилл, с которым я лично нигде еще не приключался, но, судя по его рассказам, сам он наприключался достаточно где;

Кирилл (воодушевленное фото)

- ну и ваш покорный слуга в качестве инициатора новых приключений.

типа Я (просто фото)

Итого, 4 симпатичных каякера и одна симпатичная каякерша. Забыл упомянуть, что с нами ожидалась еще одна симпатичная каякерша - не буду называть ее имени - скажу только, что в самый последний момент ее с нами не отпустила дирекция одного из прекраснейших музеев мира, а жаль!

Кроме того, с нами была не просто симпатичная, а очень симпатичная (судите сами) группа поддержки – Даша и Алина.

Даша (кокетливое фото)
Алина (мудрое фото)

Достаточно сказать, что  87% всех фото и видеоматериалов были отсняты благодаря их стараниям, упорству, мужеству и непреодолимому желанию посмотреть на нас...

Итак, все действующие лица  расселись по машинам и отправились в путь! Местом первой раскатки и первого сбора была выбрана река Торниойоки, примерно в 30 км от города Торнио и Ботнического залива.

Наш маршрут на карте Земли

И в масштабе покрупнее

По описанию на реке обещали плейспот прямо поперек демаркационной линии (река стоит на границе Швеции и Финляндии). На самом деле мы там увидели, по Диминому меткому выражению, помесь Лены с Енисеем – реку шириной метров 100-200, с огромным расходом, где в серединке варился этакий котел. Похоже, из-за дождей в реку налили чересчур много воды (ну или нам так показалось). В качестве раскатки никому в этот котел лезть не хотелось, так что мы нашли струйку поменьше и поупражнялись немного в попытках убежать от поганок, которые стремились во что бы то ни стало целиком поглотить лодку вместе с гребцом.

Torniojoki, раскатка

Во время раскатки мы решили, что, так как среди нас есть только один потенциальный кандидат в сборную России по кануполо, то мы можем максимум претендовать на статус "фитнесс-группы". После того, как уровень собственных ожиданий таким образом был понижен, напряжение спало - некоторые даже стали улыбаться...

Улыбчивый Дима
А мы с Кириллом совершили дерзкий (а иначе и не скажешь!) сплав по порогу прямо напротив нашего кемпинга на радость местным ребятишкам. Последний раз я чувствовал такое внимание к своей персоне во время нашего эпического сплава с надувными крокодилами по Verdon Pre-Canyon.

Нельзя не отметить  отдельно кемпинг – пожалуй, один из самых уютных кемпингов, которые я видел (без шуток!) – большой, но свободный, с отличными удобствами, кухней и 2мя саунами.

Вид на reception с рестораном

И с прекраснейшим видом на реку и финскую сторону. Кроме того, в этом месте как-то по особенному традиционно ловят рыбу – в реке сделаны мостки, и на этих мостках стоит рыбак и ловит рыбу ... этаким специальным сачком. И везде висят картинки с этими рыбаками с сачками.

А из ресторана - вид на реку и мостки

Короче, будете проезжать Торнио – кемпинг  Kukkolaforsen (http://kukkolaforsen.se) – ваш выбор!

На всякий случай – от кемпинга до плейспота в Маткакоски еще 20 километров, а до того места, где катались мы – еще 10. Карту и подробности можно посмотреть здесь

На следуюший день наш путь лежал к Piteälven, прямо на берег порога Троллей. По дороге мы попробовали воспеваемый многими каякерами знаменитый шведский картофельный салат - и нашли его вполне недурственным!

А еще по дороге мы отчетливо поняли, что в некоторых местах знак "Осторожно, дикие животные" вешается не просто так, а для того, чтобы предупредить болванов-водителей о надвигающейся со скоростью 100 км/ч рогатой опасности...

Очень много мы их видели, этих северных оленей! Hа воле, они так кpасивы и гpациозны. Поистине это самые очаpовательные животные на планете. Hy пpосто милашки! :-) (с)

Кемпинг на берегу Piteälven можно было назвать кемпингом с тем же основанием, с каким можно назвать кемпингом любую поляну на берегу реки, к которой можно подъехать на машине и есть где поставить палатку. Ну нет, правда в нашем кемпинге были еще туалеты и две трубы с родниковой водой. Да и полянка была симпатичная, хотя и немного ветренная. Кроме того, на ней можно было жечь костры и слушать увлекательные походные истории...

Что может быть лучше увлекательной походной истории у костра?!..
Собственно кемпинг находится на разливе реки прямо между сплавными участками, что очень удобно - можно начинать или заканчивать сплав у своей палатки. Ну или по крайней мере - пообедать "дома".

Всего на Piteälven в этом районе можно насчитать 5 сплавных участков различной сложности. Подробное описание каждого участка дано в гиде шведских речек (http://www.forsguiden.se), здесь я приведу лишь краткое описание каждого из участков и подробную толковую карту (ее-то как раз в гиде не встретишь). Кроме того, по этой ссылке можно найти принятое у шведов описание классификации сложности порогов: http://www.forsguiden.se/gradering.html.

1. Нижняя секция (Nedre Trollforsarna, 3.3.b) - участок от ж/д моста до автомобильного моста около города Moskosel.

Самая простая секция, но при этом и самая полноводная. Высокие валы, мощные бочки, которые, впрочем, довольно легко можно объехать. Река широка, но несет прилично. Последние пару километров - плес. Очень похоже на Оку Саянскую в нижнем течении.

2. Средняя секция (Mellersta Trollforsarna, 4.3.b) - участок от кемпинга до ж/д моста.

Секция сложнее первой, но воды тут все еще много. Бочки все еще большие, но обходить их уже сложнее. На первом пороге справа - родеобочка. В середине река разбивается на бесчисленное количество рукавов разной степени проходимости. Вдоль самого левого берега - мощный и сложный порог (судя по шуму и брызгам, мы два раза его обошли стороной). Все пороги разделены плесами, так что спасработы не растягиваются на многие километры. Похоже на Тумчу, только компактнее.

3. Верхняя секция (Creekingdeltat, 4.2.b). Левая протока - участок от ЛЭП до кемпинга.

Самая простая протока верхей секции. Чтобы в нее попасть, нужно держаться левого берега. Сложнее найти место, где от дороги нужно идти к реке (не доезжая ЛЭП нужно искать уходящую в лес дорожку, потом тропинку, до реки метров 400). Нам-то это место показали комрады из группы Леши Тарицина, да и вообще они нам информацию по реке выдали в полном объеме, за что им спасибо огромное. Протока маловодная (но воды для каяков хватает), каскадами падающая вниз. Между каскадами - небольшие плесы, как раз достаточные, чтобы вытащить мокренького каякера из воды. Вдоль всей реки - тропа по обеим берегам, все препятствия просмариваются. В середине есть один обнос - река валится в две узкие негабаритные щели. Все остальное - очень симпатично. Напоминает Красненькую. Левая протока соединяется со средней прямо перед последним порогом - (как его все называют) - слайдом (а на карте он назван - водопад Трольфорсен). После слайда - подвесной мостик, под ним - слив, потом еще ступенька и разлив с кемпингом на берегу.

4. Верхняя секция (Creekingdeltat, 5.3.b). Средняя протока - участок от ЛЭП до кемпинга.

Самый популярный сплавной участок на реке. Более сложный, чем левая протока (и чуть более многоводный), но все так же любое препятствие легко можно просмотреть или обнести. Чтобы попасть в эту протоку - нужно держаться правого (островного берега). Туда же можно дойти от кемпинга по тропе, идушей по острову. Слайд больше подходит для этой протоки в качестве последнего препятствия, нежели для левой. Напоминает Кутсайоки или последний каньон Красненькой.

5. Верхняя секция (Flottarrännan, 6.6.b). Правая протока - участок от ЛЭП до кемпинга.

Правая протока самая сложная на реке и самая полноводная. На фотках в интернете видно, что ее проходили, но не при нас и не мы. Туда тоже ведет неплохая тропа и подвесной мостик. Можно погулять и посмотреть. Впечатляет. Заезжать нужно за ЛЭП, видимо, либо даже по другому берегу. На что это похоже - сказать не возьмусь, не знаю.

Карта местности

Что касается нас, то в первый день мы сначала проехали самую нижнюю секцию, а потом и среднюю. С точки зрения логистки это было не самое оптимальное решение, но зато с точки зрения раскатки и увеличения сложности - самое то, что надо. Все с удовольствием покатались по большим валикам, а Кирилл - еще и потренировал эскимосский переворот в бочках. В середине средней секции река разливается настолько широко между островками, что можно ходить много раз и каждый раз идти по новой протоке или траектории.
Заканчивался сплав у объединенного автомобильно-железнодорожного моста. Никогда такого не видел, чтобы автомобильная и железная дороги съезжались в одну (наподобие трамвайных путей на перекрестках), а потом разъезжались после моста. Кроме того, возле моста еще была железнодорожная остановка, посреди леса. И даже пару раз мы видели там останавливающийся поезд. Удивительная страна!

В то самое время, когда мы удивлялись силе шведской инженерной мысли, наши Алина и Даша пошли поудивляться на правую протоку, ее мощь, красоту и гармонию.

А когда-то тут велся сплав леса, говорят, много сплавщиков гибло...
Ну, с Дашей, слава Богу, ничего этакого не случилось.
Заканчивался день прекрасным ужином в компании дружественных каякеров и заверениями во взаимном уважении.

Кирилл после ужина задумался о смыслах

На второй день мы быстренько собрались и поехали наверх, покорять Крикинговую Дельту. Было решено идти без оглядки на других каякеров, а так как они пошли среднюю протоку, что посложнее, то мы, соответственно, пошли левую протоку, что попроще.
Протока и на самом деле оказалась изумительной - в меру сложной, но в целом вполне проходимой. Шли мы вдумчиво, не спеша, если кто и килялся, то исключительно из-за жары.

Все снаряжение у Леськи ладно подогнано - и лодка, и спасжилет, и каска, и даже весло...

Один раз только Леську не захотела отпускать маленькая, но противная бочечка, но Леська бросила лодку и техничными саженками выпуталась из этого щекотливого положения.

Заканчивалась протока (как все безусловно помнят из моего описания выше) водопадом Троллей - слайдом - длинным порогом-горкой. И пока кое-кто наслаждался красотами северной Швеции с каменистого островка посередине реки, настоящие смельчаки пошли в порог.

И если Дима прошел несколько эксцентрично,...
То Серега - вполне и вполне эффектно.
Но не доходя до конца порога, они встретились
Пришлось нам с Леськой и Кириллом отбросить все мысли о прекрасном и наперегонки броситься на помощь (Леська победила).

Чип и Дэйл спешат на помощь

Вид на слайд снизу, уже очищенный от лодок и людей
Все закончилось прекрасно, Дима потом даже в шутку немного поспорил с Алиной, наблюдавшей за всем происходящим с берега, какая траектория прохождения этого участка была бы оптимальной (Алина победила).

После слайда между нами и вкусным борщем в лагере оставался всего один метровый сливчик. Мы не стали долго думать и ринулись вперед.
Не всем удалось добраться до борща без приключений - то ли стихия оказалась коварнее нас, то ли тремор в руках после прохождения слайда еще не утих, но с другой стороны - приключения - это именно то, за чем мы приехали.

Загадка: кому из героев этих четырех фотографий удалось выбраться из беленькой бурлячки
только отдельно от лодки, да и то не сразу?
После замечательного обеда нас с Олесей опять потянуло на приключения, тогда как остальные члены команды по разным (но абсолютно неуважительным) причинам предпочли отказаться. Компанию нам составил Митя из дружественной соседней группы. Тремя каяками мы решили пройти еще разок среднюю секцию. Вначале все было нормально, плес и первый порог мы проехали без каких-либо интересных подробностей, а вот на выходе из второго порога Олесе пришлось собрать все свое мужество, физическую подготовку и знания по медицине в кулак, чтобы, без преувеличения, спасти своего товарища.
Описываю все по просьбе Леськи максимально подробно - никаких фото и видео свидетельств произошедшего не осталось.
Итак, на выходе из второго порога я пытаюсь проехать последний слив и не угодить при этом в довольно большую бочку. Обычно этот трюк мне удается, но не на этот раз... Бочка меня затягивает, щекочет мне попу своими бурунчиками, а потом бесцеремонно киляет. Я понимаю, что вишу вниз головой, но все еще в бочке, которая шекочет своими бурунчиками мои уши. Пытаюсь переждать и поймать донную струю, чтобы меня вымыло. Обычно этот трюк мне удается, но не на этот раз... Я понимаю, что бурунчики могут щекотать мои уши гораздо дольше, чем мне бы хотелось, и надо что-то делать. Принимаю тяжелое решение отстреливаться. Резко отталкиваюсь ногами, чтобы одновременно сорвать юбку и вылезти из лодки. Обычно этот трюк мне удается, но не на этот раз... Приходится искать стропу на юбке, срывать ее и только после этого, соверщенно зашекоченный (но не сломленный), выбираюсь из лодки.
Тут и спасатели мои подошли - Митя меня взял на буксир, а Леська - лодку. Мите-то что - я сзади его толкаю, ему и грести-то толком не нужно, сиди себе, отдыхай. А Леське - ей никто не помогает, лодка тяжелая, полная воды. Как она справилась - уму непостижимо!

Спасатель
По выходу на берег выяснилось, что в борьбе со стихией я получил тяжелую травму, а именно - поцарапал ладошку с тыльной стороны.
Мне была немедленно оказана первая медицинская помощь - меня завернули в фольговое одеяло, померили температуру и наложили успокаивающий компресс. Митя еще предлагал применить метод искуственного дыхания рот-в-рот, но Олеся на правах врача веско сказала, что нервное перевозбуждение и блеск в глазах пациента - еще не повод для реанимационных действий, и что бинтика с пластырем для  меня будет вполне достаточно.
Пришлось мне садиться в лодку, задраивать юбку и идти дальше. Не могу сказать, что остаток участка мы прошли идеально, но и без особых приключений.

Вечером к нам в лагерь пришли стоявшие неподалеку финны, принесли свежепойманную и свеже-же-копченую рыбку - угостить. По законам русского гостеприимства (и есть подозрение, что финны об этих законах знали) мы должны были предложить им водки, спирта или чего-то подобного, но на беду у нас больше не осталось ни одного крепкого глоточка. Правда, Дима не растерялся и предложил финнам финское пиво, которое было встречено одобрительно, но без энтузиазма.

Если вечером у большинства были довольно пессимистичные мысли по поводу сплава на следующий день, то утреннее солнышко развеяло тучи сомнений - все быстренько собрались и поехали на последний сплавной участок - среднюю протоку верхней секции. Даша и Алина в это же время навъючили на себя тонны видео- и фотоаппаратуры и как шерпы на  восхождениях понесли ее к началу сплава. Только благодаря им в последний день у нас снято много фоток, и я могу наконец-таки замолчать и дать вам насладиться нашим последним сплавным днем в калейдоскопе фотографий.

Начало протоки

Мы только что прошли порог, потому серьезные такие
Сережа тоже прошел

А Дима - еще только начинает проход. Но уже вполне серьезен
Заходим втроем в следующий порог
Серега не выдерживает напряжения и киляется
Вытаскиваем Серегу с маленького островочка посередине струи на другой островочек - побольше...
Вытащили...
Алина смотрит на наши приключения не без удовольствия
Дима крупным планом
Кирилл очень крупным планом

Сплав мы закончили вполне благополучно, никто не пострадал. А наутро кое-кто поехал дальше на север, наслаждаться заморозками в Норвегии, а кто-то на юг - загорать на жарком Питерском солнышке.

Прощаясь, все сошлись во мнении, что еще пару деньков не помешало бы. Но увы и ах - их больше не оказалось. В следующем году теперь.

Такие круги висят на водопаде Storforsen - кого они могут спасти?.. непонятно

1. Илья Малаховский1 сентября 2012 г. в 12:56

Круто!!!
    Скажи, мне еще не поздно в каякеры? Вы новеньких берете?

2. очень забавно, а главное правдиво все написано!:)
    P.S. особенно смеялась на моменте, где "Дима и Серега встретились")